Программа
профилактики
наркозависимости и формирования
здорового образа жизни у
подростков.
Предлагаемая программа профилактики обращения подростков к психоактивным веществам построена на понятии аддиктивного поведения, как одного из вариантов дезадаптации в сложных взаимоотношениях личности и социальной среды. Подростковый период - период пубертатного криза, когда подросток находится в череде конфликтов с членами семьи, друзьями, учителями. Психоактивные вещества в то время могут являться средствами снятия нарастающего внутреннего напряжения и поэтому так притягательны. Предлагаемая программа направлена на изучение особенностей собственной личности, формирование и развитие «Я-концепции», обучение стрессоустойчивости и навыкам противостояния давлению среды, усвоение форм поведения, способствующих здоровому образу жизни. В условиях нашей страны, именно, такое сочетание личностных и поведенческих технологий дает максимальную возможность для создания и совершенствования защитных ресурсов перед лицом жизненных трудностей.
Программа рассчитана на 30 учебных часов, состоит из 9 блоков, включающих 24 занятий, от 60 до 90 минут каждое. Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года. Основная форма работы - групповой тренинг. Группы набираются от 8 до 15 человек, начиная с 8 класса и старше. В программу должны быть также включены индивидуальные формы работы с детьми и их семьями.
До начала занятий рекомендуется провести экспериментально-психологическое тестирование с целью определения среди учащихся ориентировочного уровня знаний и отношения к употреблению психоактивных веществ. После завершения программы рекомендуется провести повторное исследование уровня усвоения навыков для определения эффективности работы.
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9) (10)
(9)
(10)
(11)
(12)
(13)
(14)
(15)
(20)
(16)
(22)
(17)
(18)
(19)
(20)
(21)
(22)
(23)
(24)
Формирование
мотивации.
Занятие 1.
Знакомство с группой и
ведущим. Представление программы.
Цели:
· введение в атмосферу тренинга, знакомство с группой и ведущим;
· представление программы;
· знакомство со способами равноправного общения.
Материалы: мяч, фломастеры, бумага,
мелки, карточки, булавки.
Групповой
договор.
Это наша
группа. Ее успех или неудача зависят от нас самих. Мы собрались вместе в поисках
самих себя. Наше участие должно быть честным; то, что мы надеемся приобрести, -
истина. Выражая наши чувства, надежды и мечты, мы можем узнать больше. Дружеские
отношения и самоосознание являются наградой. Мы будем уважать тайну каждого
участника и не выносить происходящего в группе за ее пределы. Все, что мы видим
здесь, все, что мы говорим, и все, что мы слышим здесь, давайте здесь и оставим.
У нашей группы есть правила: а) все, что мы говорим, мы говорим для всех;
разговоры, не относящиеся к теме не дозволяются; б) мы должны бережно относиться
друг к другу.
Упражнение 1. Тренинговое имя (15 мин.).
Ведущий
просит выбрать то имя, которое каждый участник хотел бы носить на этом занятии,
оформить визитку и приколоть ее к одежде. Сидя в кругу, все участники переходят
«на ты» и договариваются называть друг друга по этому имени. Каждый называет
свое имя и говорит почему он его выбрал и что оно для него
значит.
Упражнение 2. Ледокол (30 мин.).
Ведущий зачитывает вопросы, каждый участник отвечает на каждый вопрос.
Вопросы:
1. Ваш любимый фильм?
2. Каких выдающихся людей вы встречали в своей жизни?
3. На какое животное каждый из вас считает себя похожим и почему?
4. Расскажите о лучшем дне в своей жизни?
5. Каковы ваши самые ранние воспоминания?
6. Какое огорчение было самым сильным в вашей жизни?
7. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?
8. Если бы у вас было 5000 долларов, что бы вы с ними сделали?
9. Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочется находиться в этой группе, и одну причину, по которой вам не хочется быть здесь.
10.Назовите, пожалуйста, ваши качество, которое больше всего нравится другим людям, и ваши качества, которые меньше всего нравятся другим людям.
11.Ваш любимый эстрадный исполнитель?
12.Ваше любимое время года и почему?
13.Какому человеку в нашей группе труднее всех рассказать о себе?
14.Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это...
15.Человек в этой группе, с которым я бы мог провести очень много времени на необитаемом острове, это... Почему?
16.Человек в этой группе, который получает огромное удовольствие от жизни, это...
17.Человек в этой группе, о котором мне бы хотелось узнать побольше, это...
18.Человек в этой группе, который немного пугает меня, это... Почему?
19.Что бы я хотел получить от этой группы?
Упражнение 3. Фреска «животные» (15
мин.).
Каждый рисует на отдельном листе какое-нибудь животное, раскрашивает и вырезает фигуру. Затем все фигуры прикрепляются к большому листу бумаги на стене или на полу.
Занятие 2.
Правила группы. Установление
комфортной, доверительной обстановки.
Цели:
· выработка правил жизни в группе;
· знакомство с этикой тренинговых занятий - мое самочувствие в группе.
Материалы: ватман, фломастеры, мелки.
Упражнение 1. Я-Ты-Мы (25 мин.).
Квадратный лист бумаги сгибают таким образом, чтобы образовались различные секторы. Каждый сектор «Я» оформляется одним человеком. При оформлении сектора может быть поставлена задача по теме «наркомания». Сектор «Ты» оформляется вместе с соседом, а сектор «Мы» оформляет вся группа. Это упражнение следует выполнять молча. В конце проводится дискуссия, в которой отвечают на следующие вопросы: каким образом я использую пространство, предоставляемое в мое распоряжение? Как происходят встречи с другими людьми на бумаге?
Упражнение 2. Правила жизни в группе (20 мин.).
а) Группа разбивается на микрогруппы, может получиться две или три группы.
б) Ведущие предлагают обсудить в группах и записать на листках ответы на следующие вопросы:
· Что делают или говорят вокруг тебя люди, что мешает тебе говорить о своих переживаниях?
· Что делают вокруг тебя люди, что помогает тебе говорить о своих переживаниях?
По одному участнику от группы зачитывают ответы.
в) Ведущий предлагает создать некоторые общие правила, выполнение которых давало бы возможность общаться, разговаривать о своих чувствах.
Предполагаемые
правила:
· правило постоянства: не пропускать занятия, выполнять принятый распорядок групповых занятий;
· искренность (говори искренне или молчи);
· конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников группы);
· не оценивать участников, не давать советов типа «Он должен...», «Я считаю...» (Вы можете сказать «В этой ситуации я мог бы поступить так...»);
· «Я - высказывание»: каждый участник говорит только от своего имени, только о своих мыслях и чувствах;
· правило круга - каждый находится в равных условиях, каждый видит каждого;
· поддержка группы;
· правило инициативы: на занятиях может обсуждаться любая тема, исходя из внутреннего запроса.
Упражнение 3. «Дерево» (15 мин.).
Ведущий изображает на большом листе ватмана дерево и располагает его на полу или на стене. Каждому участнику группы предлагается найти место на этом дереве, изобразив себя в виде какого-нибудь сказочного героя или героя мультфильма.
Упражнение 4. Домашнее задание «живая анкета».
Можно попросить участников письменно ответить на следующие вопросы:
1. Что тебе лично мешает откровенно говорить или открыто делать что-то в классе?
2. Нужны ли тебе правила группы?
3. Какое правило ты считаешь самым справедливым?
4. Какое правило ты бы ввел дополнительно?
Постановка
проблемы
Занятие
3.
Анализ проблемных
ситуаций
Цели:
· дать представление о том, что такое проблема;
· отработка навыков решения проблем;
Материалы: бумага, карандаши, мелки, фломастеры.
В кругу обсуждается, что такое проблема. Участники предлагают свои версии. Проблема - это специфический термин. Проблемой называется такая ситуация, которую человек не может сразу разрешить, поэтому он подключает свой опыт, свои знания и разум, чтобы найти выход. Проблемные ситуации - это и умение сказать «нет», умение принимать критику и критиковать и т.д.
Упражнение 1. «Вопросы в шляпе» (20 мин.).
Каждый пишет на карточке вопрос - проблему, на который хотел бы получить ответ. Карточки с вопросами складываются в шляпу и перемешиваются. Участники в произвольном порядке вытаскивают карточки и отвечают на вопрос. Возможно обсуждение.
Упражнение 2. Ролевая игра «Заячья избушка» (40 мин.).
Игра поставлена по русской народной сказке «Лиса и Заяц». Ведущий зачитывает следующий вводный текст.
«Жили в лесу Заяц и Лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца лубяная. Пришла весна, у Лисы избушка растаяла, а у Зайца стоит по-старому. Стала Лиса к Зайцу на постой проситься: «Я-то тебе, косой, по хозяйству помогать буду, песнями развлекать». Пустил ее Заяц, составили они договор аренды (договор прилагается). Все бы хорошо, но наступила зима, и Лиса стала Зайца притеснять: заняла лучшую комнату и плату за аренду не увеличила. Обиделся Заяц на Лису, позвал своих друзей и отправился с ними свои права на избушку отстаивать. Лиса, прознав про это, кликнула на защиту своих сородичей».
Договор Аренды.
1. Договор заключен между Зайцем и
Лисой.
2. Заяц обязуется сдать часть избы Лисе в
аренду до лучших времен.
3. Лиса обязуется оплачивать проживание в
капустном эквиваленте, в размере - 1 кочан в неделю.
Заяц_________ Лиса__________
После представления вводного текста группа разбивается на две команды: команда Лисы и команда Зайца. Каждая из команд получает дополнительную информацию (только о своем герое):
Дополнительная информация для Лисы.
1. Лиса ждет потомство, и ей мало комнаты, в
которую поселил ее Заяц.
2. Конечно, Лиса могла бы платить больше, тем
более, что ее знакомый Козел имеет непосредственный доступ к
капусте.
3. Лесной прокурор Медведь не раз уличал Лису в
неблаговидных поступках, в конце концов, пригрозив при первой же жалобе выселить
ее из леса.
Дополнительная информация для Зайца.
1. Заяц старый, он не прочь лежать на печи,
есть капусту и ни о чем не беспокоиться.
2. В последнее время Лиса приносит очень
маленькие кочаны капусты. На такой кормежке Заяц зиму не
протянет.
3. Заяц не хочет портить отношения с Лисой, но
если не добьется своего, то пойдет к лесному прокурору Медведю, которого. по
слухам, Лиса боится.
Задача игры - решить эту проблему так, чтобы интересы героев не пострадали.
По окончании
игры проводится обсуждение ее результатов.
Занятие
4.
Что делать с
проблемой? Защитные механизмы и
сопротивление.
Цели:
· знакомство с понятием стрессовая ситуация, выработка приемов, способствующих ослаблению стрессовых переживаний;
· знакомство с механизмами психологической защиты.
Материалы: бумага, мелки, карандаши.
Человеческая психика необыкновенно сложна, спросите себя: в каких ситуациях вы начинаете испытывать сильное волнение? В каких случаях вы чувствуете приступ беспричинной лени, усталость, тоску? Всегда ли вы осознаете в чем причина этих переживаний? Всегда ли хотите узнать эту причину, если не хотите, то почему? Что вам мешает? Сопротивления могут проявляться:
· стремление выйти из ситуации (иногда это значит просто уйти из комнаты или не прийти куда-либо);
· в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;
· в нежелании разговаривать на какие-то темы;
· во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся зверском аппетите;
· в том, что тогда, когда остается мало времени, и вы можете опоздать, начинаете вдруг чем-то заниматься и действительно опаздываете;
· в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;
· в непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;
· в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева и многом другом.
Упражнение 1. «Стаканчик» (15 мин.).
Ведущий ставит на ладонь мягкий бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее: «представьте, что этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза), в него вы можете положить то, что для вас действительно дорого, то, что вы любите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными переживаниями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и что им захотелось сделать и т.д. Возможно проведение параллели переживания «здесь и сейчас» на ситуацию общения:
· Когда возникают такие же чувства?
· Кто ими управляет?
· Куда они деваются потом?
Заключительная фраза ведущего может быть следующей: «то, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которая возникает у вас, в том числе и в общении с другими людьми».
Упражнение 2. «Перевоплощение в предмет» (20 мин.).
На стульях или на столе раскладывается 12-15 разнообразных предметов (предметов должно быть на 3-5 шт. больше, чем участников группы). Это могут быть: ручка, носовой платок, мягкая игрушка, губная помада, зеркало, скрепка и т.п. Задача участника - выбрать понравившийся предмет, а затем представить себе, что он является этим предметом и рассказать о предмете от первого лица. Например: «Я - губная помада. Я живу в косметичке у неряшливой хозяйки...».
Это упражнение требует грамотного обсуждения, так как участник группы идентифицируется с выбранным предметом, а предмет служит маской, которая позволяет устранить барьер и полнее раскрыться.
Упражнение 3. Тренинг чувства юмора «сочини анекдот про себя» (посмейся над собой) (20 мин.).
Ведущий рассказывает о чувстве юмора как защитном механизме. Участники в анекдотичной форме рассказывают какую-либо историю о себе. Анекдот должен быть непродолжительным по времени, правдивым и смешным. Работа ведется с личностным содержанием анекдота. Возможно внушение в виде: «теперь ты понимаешь, что над этим можно смеяться и не опасаться своего смеха».
Занятие
5.
Модель принятия решений
«Остановись и подумай».
Цели:
· тренировка навыков принятия решения;
· освоение пошаговой модели принятия решений.
Материалы: ручка, карандаши, фломастеры, бумага.
Упражнение 1. Дискуссия на тему: «Повседневные и жизненно важные решения» (20 мин.).
В повседневной жизни мы принимаем множество решений, некоторые из них заметно влияют на нашу жизнь. Участникам предлагается привести примеры решений, которые сильно повлияли на их жизнь (например, решения, касающиеся здоровья, взаимоотношений с родителями, друзьями, курения, алкоголя, наркотиков и др.). Решения записываются на листе бумаги. Участникам предлагается ответить на вопросы: «Как ведет себя человек, принимая повседневные и жизненно важные решения? Есть ли разница в его поведении?».
Упражнение 2. «Балинтова сессия» (40 мин.).
В этом упражнении участники знакомятся с моделью принятия решений «Остановись и подумай». Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами, которые он решает успешно или безуспешно. Каждый участник выбирает одну свою самую неразрешимую проблему, которая его беспокоит и которую невозможно разрешить самостоятельно. Проблема может быть любой, которую можно доверить группе. Эта проблема записывается на листе. Листок с проблемой передается соседу справа. Он читает эту проблему и, если она его волнует, ставит на этом листе отметку. Листы передаются до тех пор, пока участники не получат свои листки с отметками. Затем каждый считает количество отметок на своем листе, ставит цифру и сдает листок ведущему. Ведущий передает листки в «Центр решения проблем». Центр выбирает три проблемы, подходящие на его взгляд для рассмотрения в этой группе и набравшие среднее количество отметок. Проблемы зачитываются и из них выбирается одна. Далее идет обсуждение с использованием модели принятия решений «Остановись и подумай». Она включает следующие шаги:
I. Остановитесь. Определение проблемы.
Чего это касается? В чем заключается проблема?
II. Подумайте. Определение основной цели.
Чего я хочу? Проводится «мозговой штурм»?
III.
Подумайте о
последствиях.
Определение доводов «За». Что может произойти? (Позитивные и негативные стороны последствий).
IV.
Подумайте о
последствиях.
Определение доводов «Против». Что может произойти? (Позитивные и негативные стороны последствий).
V.
Принятие решений.
Каково мое решение? Взвесьте все и сделайте свой вывод.
VI.
Оцените результат.
При обсуждении решения работают все участники и «Центр решения проблем». Задача автора проблемы: выслушать ответы всех участников, не задавая вопросов. В заключении автор проблемы выбирает наиболее приемлемые для него решения и отвечает на вопрос: «Помогла ли ему группа?».
Образ «Я» в структуре
«Я-концепции».
Занятие
6.
Эмоции и чувства,
возникающие у людей.
Цели:
· научиться определять свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей;
· знакомство с понятием эмпатии.
Материалы: мяч, бумага, мелки, английские булавки.
Упражнение 1. «Назови эмоцию» (составление словаря эмоциональных состояний) (15 мин.).
Перекидывая мяч участники произносят название эмоции. Ведущий записывает на большом листе бумаги название эмоций, составляя тем самым примерный словарь эмоций. Например:
· положительные эмоциональные состояния - радость, ликование, восторг, восхищение, счастье, наслаждение, надежда и т.д.;
· отрицательные эмоциональные состояния - досада, разочарование, уныние, тоска, скорбь, тревога, страх, ужас, обида, гнев, зависть и т.д;
· нейтральные состояния - любопытство, интерес, удивление, скука, равнодушие, спокойствие, грусть, ожидание, влечение и т.д.
Упражнение 2. «Изобрази эмоцию» (15 мин.).
Ведущий предлагает изобразить тем или иным цветом на листе бумаги какую-нибудь эмоцию, название которой достается участникам по жребию. В конце упражнения проводится обсуждение.
Упражнение 3. «Кто Я?» (Методика М. Куна) (20 мин.).
Каждый участник пишет 10 определений, дающих ответ на вопрос «Кто Я?». После этого проводится работа с полученными ответами, возможная в нескольких направлениях:
· анонимно - листочки с ответами кладутся в стопку, ведущий читает, а участники пробуют отгадать, кому принадлежат эти определения;
· личностно - каждый участник рассказывает о себе, поясняя, если это необходимо, как это проявляется.
Для обсуждения упражнения можно использовать следующие вопросы:
1. Легко ли было писать о себе и почему?
2. Каких качеств больше: положительных, отрицательных, нейтральных и почему?
3. Часто ли вы задаетесь вопросом «Кто Я»?
4. Зачем задавать себе этот вопрос?
5. Интересно ли получать ответы?
Упражнение 4. «Палитра чувств» (10 мин.).
Используя рисунки из упражнения «Изобрази эмоцию», участники составляют панно под названием палитра чувств, дополняя его новыми деталями для создание целостной картины эмоций человека. В конце работы - обсуждение, участники делятся чувствами.
Занятие
7.
Система личных ценностей и
самооценка.
Цели:
· определение личных ценностей;
· понимание особенностей своей самооценки;
Материалы: бумага, карандаши, мелки, коробка (корзина).
Упражнение 1. «Рыба для размышлений» (в упражнении используется методика «незаконченное предложение») (20 мин.).
Каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его своими собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующим «рыболовам».
Незаконченные предложения:
Мой самый большой страх - это...
Когда другие унижают меня, я...
Я не доверяю людям, которые...
Я сержусь, когда кто-то...
Я в самом деле очень не люблю в себе...
Я печалюсь, когда...
Я хотел бы, чтобы мои родители знали...
Я хотел бы, чтобы тот, на ком я женюсь (выйду замуж), был (была) бы...
Когда мне нравиться кто-то, кому я не нравлюсь...
Выбирая между «пассивный» и «агрессивный», я назвал бы себя...
Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной (женщиной), - это...
Я ношу такую одежду потому, что...
Когда другие люди ведут себя по отношению ко мне, как мои родители, я...
Мое самое неприятное детское переживание...
В моей семье все могло бы быть лучше, если бы...
Мое самое страшное воспоминание...
В собственном характере мне больше всего нравиться...
Когда кто-то, кто мне нравиться, не соглашается со мной, я...
Когда мне не нравится кто-то, кому нравлюсь я, я...
Мне нравиться...
Самое счастливое время...
В школе...
Мне не удалось...
Мне нужно...
Я - лучший, когда...
Я ненавижу...
Это место...
Я тайно...
Танцуя...
Я не могу понять, почему...
Я, кажется, понимаю, чего я хочу, когда...
Самое лучшее, что могло бы произойти со мной, - это...
Труднее всего мне...
Когда я настаиваю на своем, люди...
Если бы я мог изменить в себе одну вещь, я бы...
В людях мне больше всего нравится... потому что...
Больше всего от других людей мне необходимы...
Упражнение 2. «Черное и белое» (20 мин.).
Выбирается и выводится за дверь один участник группы, которому дается следующая инструкция: «Перед тобой будет стоять два стула. Они чем-то различаются. Тебе нужно выбрать один из них и сесть на него. В процессе того, что будет происходить, тебе нужно только следить за своим состоянием, чувствами, мыслями».
Группе, в отсутствие участника, дается следующая инструкция: «Представьте, что эти два стула - противоположные полюса отношений. Этот - стул критики. Как только участник садится на этот стул, вы по очереди говорите ему о том, что вам в нем не нравится. Несомненно, это должно быть реальным, а не придуманным. Если он садится на другой стул, вы, соответственно, говорите ему о том, чем он вам нравится».
Работа ведется с отслеживанием динамики самооценки и отреагированием чувств.
Упражнение 3. «Система личных ценностей и самооценка» (20 мин.).
Упражнение проводится в виде дискуссии. Группа в режиме «мозгового штурма» рождает список ценностей, которые ведущий записывает на доске или бумаге.
«Я» и
«социум».
Занятие 8.
Как быть с обществом?
Социально-поддерживающее поведение
Цели:
· научиться практиковать навыки уверенного поведения;
· расширить представления о себе, получая и отдавая обратную связь.
Материалы: бумага, карандаши, ручки, мелки, маркеры.
Упражнение 1. «Диады» (45 мин.).
Каждый участник взаимодействует один на один с каждым из членов группы. Для облегчения задачи следует составить порядок взаимодействия, объяснить упражнение и подвести в конце итоги. Перед началом упражнения каждый участник получает план своих встреч. Время, которое отводится на взаимодействие в парах, зависит от размера группы. В группе из 8 человек на работу в парах достаточно 5 минут и несколько минут на подведение итогов. Инструкция: «Значение общения со сверстниками нельзя недооценивать. Каждый участник будет беседовать со всеми остальными членами группы, имея на руках план встреч. Обратная связь предлагается в форме следующих утверждений, которые нужно закончить:
Я вижу тебя как человека, который...
В тебе мне больше всего нравится...
Я думаю, что тебе стоило поработать над... и т.д.»
После завершения упражнения ведущий может задавать вопросы для обсуждения так, чтобы каждый участник имел возможность ответить. Примерные вопросы для обсуждения:
Как вы чувствовали себя, предоставляя и получая обратную связь? Было ли вам приятно или вы испытывали дискомфорт? Были напуганы? Были смущены? Переживали волнения?
Что вам понравилось больше - давать обратную связь или получать ее самому?
Кто обычно принимал решения, где будет проходить ваша беседа, - вы или ваш партнер? Вы сами подходили к вашим партнерам или ждали, пока подойдут к вам?
Кто обычно приходил первым - вы или ваш партнер? Кто принимал решения? Почему? Что вы чувствуете по этому поводу?
Приняли ли вы к сведению обратную связь, которую получили? Например, если сразу несколько членов группы сказали кому-то из вас, что он часто ведет себя как клоун.
Что стало для вас самым важным в этом упражнении.
Упражнение 2. «Передай волну» (15 мин.).
Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий говорит: «Сейчас вы получите что-то от своего соседа. Ваша задача - передать то, что вы получили другому соседу. Просьба, быть внимательными».
Затем ведущий пожимает руку стоящего слева участника, тот передает рукопожатие своему соседу слева, и так до тех пор, пока рукопожатие не вернется к ведущему. Получив первое рукопожатие, ведущий отправляет следующее. После того, как участники начали передавать рукопожатия без ошибок, можно усложнить задание, передавая несколько рукопожатий, одно за другим, влево и вправо одновременно.
Цель упражнения - почувствовать поддержку группы.
Занятие
9.
Создание «Центра решения
проблем».
Цели:
· отработка этапа выполнения решения проблемы и его проверка;
· формирование группы поддержки из сверстников - «Центра решения проблем».
Материалы: не требуется.
Процедура выполнения решения включает четыре шага: 1) выполнение решения; 2) изучение последствий решения; 3) оценка эффективности; 4) самопоощрение. Цель создания «Центра решения проблем» - помогать тем, кто не может самостоятельно справиться со своими проблемами, нуждается в помощи. В «Центр решения проблем» могут обращаться ваши близкие, друзья, знакомые. У «Центра» есть свои правила, место, время и расписание работы.
Упражнение 1. «Ваше отношение к деньгам» (40 мин.).
Группа участников разбивается на три подгруппы. Каждая подгруппа будет играть роль семьи с определенными традициями: семья, где финансовые вопросы решаются главой этой семьи (патриархальный тип); семья, где эти вопросы решаются всеми членами этой семьи (демократичный тип); семья, где нет определенных правил в решении проблемы расходования денег (либеральный тип). Каждая подгруппа составляет бюджет семьи, способы экономии, планирования расходов.
Вопросы для проработки.
1. Что значат для вас деньги? Плохие и хорошие стороны денег?
2. Как вы будете зарабатывать деньги?
3. Как вы будете делать покупки? Что вы будете покупать? Что сколько стоит?
4. Где и как вы будете отдыхать?
5. Где вы будете учиться и работать?
6. Будете ли заниматься спортом? Как, где и сколько это стоит?
7. Как вы понимаете утверждение: «Много денег не там где зарабатывают, а там где много экономят».
«Центр решения проблем», созданный участниками тренинга, помогает решать сложные вопросы в обсуждении этой темы. Созданные подгруппы могут обращаться в центр с вопросами, получать консультации, поддержку и помощь в проблемной ситуации.
Занятие 10.
Семья - где проходят
границы?
Цели:
· осознание положения вещей в семье, определение возможности для изменений в своей семье - нужны ли границы;
· изучение динамики отношений в дисфункциональной семье, осознание собственной роли в своей семье.
Материалы: не требуются.
Упражнение 1. «Скульптура семьи» (45 мин.).
Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде «живой скульптуры», выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в его семье. Кто-то из участников занимает в скульптуре место скульптора. Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя почему члены семьи расположены именно так. После обсуждения скульптуры автору предлагается изменить ее так, чтобы получилась модель его семьи, которая бы его полностью удовлетворяла.
Упражнение 2. «Жизненные семейные роли: психодрама» (45 мин.).
Ведущий кратко описывает жизненные роли, появляющиеся в проблемных семьях. Дисфункциональные семьи похожи друг на друга. Кажется, что члены таких семей отвечают на алкоголизм родителей строго определенным образом, но дело не только в алкоголизме папы или мамы, может оказаться, что у папы пристрастие к азартным играм, или он «трудоголик», или у мамы зависимость от покупок, а у папы могут обнаружиться измены и т.д. При наличии любого из этих условий семья будет строиться по одной и той же модели. Для иллюстрации этих моделей группе предлагается разыграть небольшую сценку. По сценарию исполняются следующие роли: папа-алкоголик, который говорит: «Я хочу выпить, мне необходимо выпить!»; мама, которая говорит: «Все прекрасно, здесь нет проблем»; дети: «герой семьи», «мятежник» или «козел отпущения», «потерянный ребенок», «больной ребенок» и «счастливчик». Фраза у «героя семьи» такая: «Все в порядке, мама, оставь это мне»; у «мятежника»: «Я ненавижу тебя, папа, убирайся из моей жизни»; «потерянный ребенок» не произносит никаких слов; «больной ребенок» чувствует себя ценным только тогда, когда болеет, его фраза: «Мне кажется, я заболеваю»; «счастливчик»: «Кто-нибудь, поиграйте со мной». Последний член семьи, свекровь, стоит на стуле и кричит на маму: «Это все твоя вина». После проигрывания сцены проходит обсуждение. Вопросы следующие: Каково быть папой в этой семье? Мамой? и т.д.
Занятие
11.
Мальчики - девочки или как
быть с сексуальностью.
Цели:
· поучаствовать в дискуссии со сверстниками о взаимоотношениях противоположного пола;
· улучшить представления об особенностях восприятия представителей противоположного пола.
Материалы: ручки, карандаши, бумага, коробки или корзины.
Упражнение 1. «Мальчики-девочки: аквариум» (30 мин.).
Упражнение проводится в формате аквариума: девочки сидят на полу в кругу, а мальчики располагаются вокруг них на стульях, так, чтобы они могли наблюдать за дискуссией девочек. Затем девочкам и мальчикам предстоит поменяться местами, и девочки будут наблюдать за дискуссией мальчиков. Перед упражнением мальчики и девочки составляют перечень вопросов для противоположного пола. Темы вопросов - отношения мальчиков и девочек и свидания. Каждый вопрос записывается на отдельном листочке бумаги. Вопросы от групп разбираются в две разные коробки. Девочки по очереди достают по одному вопросу мальчиков, а каждый вопрос зачитывают вслух, обсуждают и отвечают на него. После ответа на все вопросы мальчики меняются с девочками местами.
Упражнение 2. «Секс: все, что вы боялись спросить» (30 мин.).
Для проведения этого упражнения рекомендуется два ведущих - мужчина и женщина. Это прекрасный случай пригласить врача или медсестру. Участники придумывают вопросы о сексе и записывают их на листочках бумаги. Вопросы записываются анонимно, сворачиваются и складываются в контейнер. Ведущий достает вопросы по одному и зачитывает их и тщательно на них отвечает.
Поиск решения
проблемы.
Занятие
12.
Этапы решения проблемы.
Знакомство с моделью принятия решений - алгоритм решения
проблемы.
Цели:
· разработка этапов решения проблем;
· формирование навыков решения проблем.
Материалы: не требуются.
Ведущий предлагает участникам обобщить опыт занятий и разарботать самостоятельно этапы разрешения проблемы.
Упражнение 1. «Реши проблему» (35 мин.).
Участники разбиваются на микрогруппы. Ведущий ставит проблему, например: «Суббота. Вечер. Дискотека. Родители отпускают только до десяти. Хочется остаться дольше. Как быть?».
Участники обсуждают в общем кругу этапы решения проблемы, а затем вместе с ведущим вырабатывают алгоритм:
1. Оценка ситуации;
2. Определение и формулировка проблемы;
3. Поиск альтернативных решений;
4. Принятие решений;
5. Выполнение решения и его проверка.
Упражнение 2. «Мозговой штурм» (25 мин.).
Ведущий предлагает членам группы сформулировать проблемные ситуации и разработать этапы решения проблемы. Примерные варианты проблемных ситуаций: «Тебе предложили попробовать алкогольные напитки, покурить травку, попробовать наркотики...», «Ты должен деньги и не знаешь, где их взять...», «Твои родители в отъезде, и ты не знаешь как использовать свободное время и место...» и т.д.
Занятие
13.
Конфликтные ситуации.
Использование модели принятия решений.
Цели:
· знакомство с понятием конфликта и особенностями поведения в конфликтной ситуации;
· отработка навыков принятия решений.
Материалы: мяч.
Когда мы решаемся предпринять какое-то действие или реагируем на поведение другого человека, мы каждый раз делаем для себя выбор из трех вариантов поведения:
1. Пассивный, без отстаивания своих прав;
2. Агрессивный, с проявлением прямой или косвенной агрессии, давления;
3. Уверенный, при котором человек отстаивает себя и свои права, уважая других и не нарушая отношения с ними.
Упражнение 1. «Просьба» (10 мин.).
Упражнение выполняется в кругу с мячом. Бросающий мяч должен обратиться с просьбой, принимающий мяч отвечает агрессивно. Каждому участнику желательно побывать и в той и в другой позиции.
Упражнение 2. «Разожми кулак» (проводится в парах) (10 мин.).
Один участник сжимает руку в кулак, а другой старается разжать (руки и пальцы не ломать), затем партнеры меняются ролями. Обсуждение проводится в парах. Использовались ли при этом несиловые методы: просьба, уговор и хитрость.
Упражнение 3. «Нахал» (ролевая игра) (25 мин.).
Группа делится на две команды: активные и наблюдатели. Активные разыгрывают ситуацию «В магазине». Роли: «продавец», «нахал» и «очередь». Затем группы меняются местами. После игры проводится обсуждение.
Упражнение 4. «Вокзал» (20 мин.).
Здесь участвуют все члены группы. События происходят в зале ожидания за десять минут до отхода поезда. Каждый играет выбранную им по жребию роль: «частный детектив», «рецидивист», «помощник рецидивиста», «хулиган», «бизнесмен», «турист», «болтун», «молчун», «грибник», «алкоголик», «продавец», «пенсионер (любит делать замечания)», «вор», «мать-героиня». Задача всех участников - сыграть как можно правдоподобнее свои роли, узнать кого играют другие. Другую задачу имеют: «частный детектив», не обнаруживая себя пытается найти рецидивистов; «рецидивист» и «помощник рецидивиста» - не выдать себя, но найти друг друга. Когда пройдет 10 минут, ведущий объявляет, что поезд отправляется. «Частный детектив» выходит и берет за руки двух подозреваемых им людей. В конце игры проводится обсуждение: кто кого играл, почему узнавали (или нет) роли.
Занятие
14.
Основные стратегии
преодоления стрессовых ситуаций.
Стратегия
избегания.
Цели:
· познакомить участников с поведенческими стратегиями преодоления стресса (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание);
· отработка навыков стратегии избегания.
Материалы: ватман, бумага, ручки, фломастеры.
Существует три основные стратегии преодоления проблемных ситуаций. К ним относят: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Две первые стратегии мы уже обсуждали. Стратегия избегания - это стремление любым способом уйти от проблемы, не думать о ней, переключиться на другой вид деятельности.
Упражнение 1. «Мозговой штурм» (20 мин.).
Ведущий просит участников привести примеры ситуаций, которых действительно следует избегать. Ситуации записываются на листе бумаге. Затем организуется обсуждение.
Упражнение 2. «Светлые надежды, темные опасения» (40 мин.).
Участники группы работают независимо, записывая на листочках свои самые заоблачные мечты и самые серьезные опасения. Затем, когда большинство участников справиться с заданием, они разбиваются по парам и вместе обсуждают свои записи, потом все возвращаются в круг и каждый подросток рассказывает о работе своего партнера для всех. Обратная связь приветствуется. Упражнение завершается несколькими комментариями ведущего относительно следующих вопросов: насколько похожи высказанные надежды и опасения и насколько важно понимать точку зрения другого человека
Занятие
15.
Эмоционально-ориентированные
методы преодоления стресса.
Цели:
· знакомство с техникой глубокого дыхания как со способом преодоления стресса.
Материалы: не требуются.
Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Не всегда возможно контролировать ситуацию, вызывающую стресс. Поэтому необходимо сохранять эмоциональный контроль не над ситуацией, а над своей реакцией на нее. Научиться контролировать эмоциональные и физические реакции в случае, когда стрессором является поведение окружающих не означает, что вы должны соглашаться или потворствовать поведению оскорбительному для вас. Умение регулировать свое психоэмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями вместо того, чтобы позволять другим людям влиять на этот процесс. Техника глубокого дыхания полезна в ситуациях, когда вас беспокоит или раздражает чужое поведение, которое вы не в состоянии изменить.
Глубокое дыхание является техникой, которой вы можете пользоваться в любое время и в любом месте, для того, чтобы снять эмоциональное и физиологическое возбуждение, связанное со стрессором.
Упражнение 1. «Треугольное дыхание» (10 мин.).
Попробуйте прямо сейчас положить одну руку на грудь, а другую на живот. Теперь глубоко вдохните и отметьте, какая рука поднимется первой. Если первой поднимется рука, лежащая на животе, то вы используете диафрагмальное дыхание. Если первой поднимется рука на груди, то ваше дыхание поверхностное - оно свойственно большинству взрослых людей. Поверхностное дыхание не способствует преодолению стресса.
Выполняя это упражнение сфокусируйтесь на вдохе. Вдох делается носом, выдох ртом. Одна рука лежит на груди, а другая на животе. Первой поднимается рука, находящаяся на животе. Медленно, на четыре счета делаем вдох через нос, затем задержка на четыре счета и выдох на четыре счета. Упражнение повторяется три-пять раз.
Упражнение 2. «Квадратное дыхание» (10 мин.).
Упражнение выполняется сидя или стоя в удобной для вас позе. Сначала делается глубокий вдох через нос на четыре счета. При этом поднимается рука, лежащая на животе. Затем задержка дыхания на четыре счета и выдох через рот на четыре счета, при этом поднимается рука на груди. После выдоха задержка на четыре счета. Упражнение повторяется три-пять раз. Эффект наблюдается после выполнения упражнения.
Развитие
«Я-концепции».
Занятие
16.
Черты
характера.
Цели:
· определение составляющих собственной личности и личности наркомана;
· развитие навыков самоконтроля.
Материалы: бумага, мелки, повязки для глаз, карандаши, магнитофон.
Упражнение 1. «Личность наркомана» (25 мин.).
Каждый участник получает по листу, где перечислены различные черты характера. Красным карандашом надо пометить крестиком 6 черт (три положительные и три отрицательные), которые характеризуют собственную личность. Листы собирают и распределяют заново. Затем зеленым карандашом надо отметить 6 черт, которые более всего характеризуют наркомана. Листки еще раз собирают, снова распределяют. В третий раз синим карандашом следует отметить свойства, которые могут помочь не стать зависимым. Подведение итогов.
Список черт характера:
общительный
неуравновешенный
уравновешенный
осторожный
поверхностный
трусливый
угрюмый
безучастный
непосредственный
добродушный
слабовольный
импульсивный
невыносливый
эгоистичный
беспомощный
распущенный
не умеющий владеть собой
неприспособленный
умеющий владеть собой
строгий
стеснительный
открытый
чувствительный
уверенный
сдержанный
неуверенный
готовый помочь
ненадежный
обстоятельный
нервный
спокойный
замкнутый
самокритичный
боязливый
выносливый
меланхоличный
обидчивый
уступчивый
неусидчивый
агрессивный
настойчивый
мужественный
недоверчивый
легко возбудимый
самоуверенный
надежный
слабовольный
терпеливый
Упражнение 2. Игра «Скажи себе «стоп» (35 мин.).
Ведущий описывает ситуацию, действие которой происходит в шумной компании. Здесь участвует вся группа. Требуются актеры на следующие роли: Герой, обладающий мужеством сказать себе «стоп» на предложение употребить наркотик; его Друг, приведший его в эту компанию и уговаривающий решить свои проблемы с помощью наркотика; сверстники из шумной компании: предлагающие Герою наркотик, сочувствующие Герою, насмехающиеся над Героем.
Инструкция участникам. «Знакомый привел вас в шумную компанию сверстников, где есть разные люди. Кто-то понимает вас, кто-то пытается уязвить ваше самолюбие. У вас есть нерешенные проблемы, которые гнетут вас. Вам предлагают попробовать наркотик, обещая разом избавить от чувства неуверенности в себе, роли неудачника и всех ваших проблем. Вас уговаривают. Вам это нравится. Скажите себе «стоп». Вы сказали себе «стоп», и над вами начинают смеяться, вам говорят обидные вещи, вас унижают, что вы будете делать? Как вы сохраните самоуважение, возможно ли его повысить?»
В конце игры проводится обсуждение, участники вспоминают ситуации, в которых они чувствовали себя слабыми и бессильными.
Занятие
17.
Рефлексия. Развитие
эмпатии.
Цели:
· совершенствование коммуникативных навыков;
· введение понятия рефлексия, эмпатия, аффилиация;
· развитие способности вставать на позицию других людей.
Материалы: карандаши, бумага, мелки, магнитофон.
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, умение сопереживать. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей. Рефлексия - стремление понять и познать самого себя.
Упражнение 1. Географическая карта «Мой внутренний мир» (30 мин.).
Участники рисуют «карту» - области, которые составляют жизнь: эмоции, черты характера, привычки, любимые занятия. Задание почти не объясняется. Области закрашиваются разными цветами, подписываются. Где-то на рисунке пишется тренинговое имя. Участники садятся в круг, рисунки лежат на полу. По каждому рисунку участники делятся ассоциациями, последним говорит хозяин рисунка, показывая самую напряженную область и область, которая дает ему силы и хорошее настроение. Обращается внимание на тех, у кого нет самой приятной и самой неприятной области, кто не показал рисунка, или не смог нарисовать.
Упражнение 2. «Белая ворона» (20 мин.).
Участникам группы дается следующая инструкция: «Сейчас вам раздадут карточки, на одной из которых будет написано «Белая ворона». Все остальные карточки чистые. Ваша задача - найти «Белую ворону», основываясь на следующих правилах:
· во время игры нельзя общаться, даже жестами;
· вы должны вжиться в состояние каждого человека и через свои чувства понять, кто «Белая ворона»;
· если вы приняли окончательное решение, то вы можете назвать этого человека.
Если вы угадали, игра заканчивается, если нет, то вы и выбранный вами человек выходят из круга, и игра продолжается. После игры проводится обсуждение. Вопросы ведущего:
· Какие чувства, состояния и переживания вы испытали по отношению к каждому участнику?
· Кого из участников было легче почувствовать, а кого труднее?
· На каком основании вы принимали решение?
· Какие способы поведения использовала «Белая ворона»?
Упражнение 3. «Синхронизация» (10 мин.).
Участникам предлагается на счет «3» показать одинаковое количество пальцев на одной руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда почти все участники показывают одинаковое количество пальцев. Работа направлена на рефлексию состояния, которое может быть зафиксировано в суггестивной форме: «То состояние, которое вы сейчас испытали, кратковременное, но достигнуть его можно, если обратить на него внимание... Теперь... вы это... можете».
Занятие
18.
Как справляться с
агрессией.
Цели:
· изучить реакции на собственный гнев и гнев других людей;
· осознать ошибочные представления о гневе.
Материалы: ручки, карандаши, бумага, маркеры, газета.
Упражнение 1. «Альтернатива гневу» (40 мин.).
Члены группы индивидуально заполняют бланки к упражнению «Альтернатива гневу». После этого проводится мозговой штурм для поиска ответа на вопрос: «Что ты делаешь, когда злишься?» Каждую реакцию (здоровую и нездоровую) ведущий записывает на доске. В ходе управляемой дискуссии происходит обсуждение рабочих материалов. В конце раздаются и обсуждаются копии материалов «Ошибочные представления о гневе».
Бланк «Альтернатива гневу».
1. Когда я злюсь, я обычно...
2. Приносит ли такая реакция мне пользу? Почему «да» или почему «нет»?
3. Как выражают гнев в моей семье? Мама? Папа? Братья, сестры и другие важные для меня люди?
4. Как я могу улучшить свой способ справляться с гневом и порождаемыми им чувствами?
«Ошибочные представления о гневе»
1. Злиться нехорошо.
2. Гнев - пустая трата времени и энергии.
3. Хорошие, славные люди никогда не сердятся.
4. Когда мы злимся, мы теряем над собой контроль и становимся сумасшедшими.
5. Если мы сердимся на кого-нибудь, мы теряем этого человека.
6. Другие люди не должны злиться на нас.
7. Если другие злятся на нас, значит, мы сделали что-то неправильно.
8. Если другие злятся на нас, это происходит из-за нас, и мы отвечаем за нормализацию этих чувств.
9. Если мы злимся на кого-то, это происходит из-за него, и он отвечает за нормализацию наших чувств.
10.Если мы злимся на кого-то, нашим отношениям конец, и этот человек должен уйти.
11.Если мы злимся на кого-то, мы должны наказать этого человека за то, что он заставил нас так переживать.
12.Если мы злимся на кого-то, он должен изменить свое поведение так, чтобы мы перестали на него злиться.
13.Если мы в гневе, нам нужно кого-нибудь ударить или что-нибудь сломать.
14.Если мы в гневе, нам нужно закричать.
15.Если мы злимся на кого-то, это значит, что мы его больше не любим.
16.Если кто-то злится на нас, это значит, что он больше не любит нас.
17.Гнев - нездоровая эмоция.
18.Злиться можно только тогда, когда мы можем оправдать свои чувства.
Упражнение 2. «Выпускание пара» (20 мин.).
Это упражнение дает выход сильным чувствам, связанным с конфликтом. Газетная бумага мнется, рвется. Затем возможно склеивание и создание композиции из кусочков разорванной бумаги.
Личностный контроль над
ситуацией.
Занятие
19.
Уверенное
поведение.
Цели:
· знакомство с различными видами поведения: агрессивное, пассивное, ассертивное (уверенное);
· развитие навыков уверенного поведения.
Материалы: не требуется.
Упражнение 1. «Скульптор и глина» (30 мин.).
Группа разбивается на пары. Один из пары - «скульптор», другой - «глина». Ведущий предлагает «скульптору» вылепить из «глины» фигуру, иллюстрирующую пассивное поведение, затем агрессивное и ассертивное. В ходе упражнения «скульптор» и «глина» меняются местами. После выполнения упражнения проводится обсуждение. Вопросы для обсуждения:
· Кем было легче быть, скульптором или глиной?
· Какую скульптуру легче вылепить? Какую сложнее?
· Как визуально отличить три типа поведения? (на примере созданных скульптур)
Упражнение 2. «Выход - вход в круг» (5 мин.).
Задача одного из участников - любым способом выйти или войти из круга, задача группы - не дать ему это сделать. Применимы любые методы - от физических до убеждения.
Упражнение 3. «Комплимент» (25 мин.).
Группа обсуждает, что такое комплимент, и что в каждом человеке есть нечто, за что его можно похвалить. Уверенный человек легко принимает и легко говорит комплименты. Каждый участник в течение 3-5 мин. говорит о себе хорошее. Выигрывает тот кто больше всех наговорит.
Занятие
20.
Тренировка навыков
самоконтроля.
Цели:
· развитие умения контролировать ситуацию, принимать ответственность за собственную жизнь;
· развитие навыков уверенного поведения, умения противостоять давлению среды.
Материалы: ватман, мелки, карандаши, краски.
Упражнение 1. «Мозговой штурм» (10 мин.).
Участники проводят мозговой штурм, предлагая ситуации, когда нужно противостоять давлению сверстников (например, в отношении употребления алкоголя, наркотиков и т.д.).
Упражнение 2. «Подростковый театр: взлет и падение хорошего парня» (50 мин.).
Члены группы создают декорации для мини-пьесы, чтобы проиллюстрировать три эмоциональных состояния - норма, эйфория и боль, используя три листа ватмана. Участники рисуют плакаты и обсуждают их, затем разыгрывают пьесу, пользуясь розданным сценарием.
Сценарий.
Герои:
Рассказчик
Миша
Юля
Денис
Настя
Сцена 1.
Актеры находятся перед плакатом «Норма».
Рассказчик: Прохладный октябрьский день. Пятница. Только что прозвенел последний звонок, возвещающий о начале выходных. Старшеклассник Миша подходит к группе приятелей на школьном дворе.
Денис: Мишка, это ты. Я не мог найти тебя после занятий. Что ты думаешь о контрольной у физички.
Миша: Она оказалась такой, как я и ожидал; я должен получить по меньшей мере четверку.
Денис: Тебе легко говорить! По моему это просто отстойно!
Настя: Ребята, вы идете ко мне сегодня вечером после игры? Предки свалили на выходные и у меня никого не будет.
Миша: Круто! А я не знал, что мне сегодня делать. Мне это так надоело: шататься после футбола по улице. Денис, твой братец не обеспечит нам кое-каких напитков.
Денис: Возможно, Колюха обычно не против. Я заскочу к нему по пути домой. Он должен быть у себя, он заступает сегодня в ночную смену. Правда, вам, ребята, придется подогнать деньги вперед.
Настя (обращаясь к Мише): Ты возьмешь с собой Юльку? Я давно ее не видела. Ты с ней или без нее?
Миша: Я сам ее давно не видел, но ты знаешь как она любит такие вечеринки. Я позвоню ей, она придет.
Денис: начнем в половине восьмого, значит, мы заскочим к тебе около семи.
Миша: вы, конечно, можете пойти помучаться, глядя на эту игру, если хотите. Но что до меня, так я за то, чтобы забить на игру и начать пораньше. Как насчет этого? Колюха нам все купит. Давайте посидим подольше.
Настя: Я не против начать пораньше, так как Юля - болельщица, она не придет, пока игра не кончится.
Миша: Я боюсь реально пересохнуть! Меня уже тошнит от школы, меня тошнит от Юльки и от моих родителей, которые меня достали! Я готов потусоваться; увидимся там.
Сцена 2.
Актеры находятся перед плакатом «Эйфория».
Рассказчик: пять лет спустя, май, солнечный воскресный день. Иван и Маша, влюбленная парочка студентов, женятся. Их свадьба - хороший повод встретиться старой компании. Друзья собираются на свадебное торжество, проходящее в местном банкетном зале. Среди гостей Юля и Миша, которые поженились после окончания школы.
Натя (Денису): Я не понимаю как Юля может терпеть поведение Мишки. Он вдребезги пьян все выходные. Это уже не смешно. Мне ее жаль. Представь как ей трудно.
Денис: Да, и ребенок у них подходе, есть о чем беспокоиться. Может ты поговоришь с ней, Настя.
Настя: Я не думаю, что смогу. Она ведет себя так, будто ничего не происходит. Она никогда не говорила мне ни слова насчет проблем между ней и Мишкой.
Юля (отводя Мишу в сторону): Миша, пожалуйста, не пей больше! Если ты просто посмотришь вокруг, ты увидишь, что никто еще не пьян. Это официальная свадебная вечеринка.
Миша: Послушай, Юля. Ты сама сказала, это вечеринка! Мы не видели этих людей пару лет; это надо отметить. Да и вообще, открой глаза, тут все вокруг пьют.
Юля: Я не сказала, что никто не пьет. Я сказала, что никто еще не напился.
Миша: Ой, Юля. Полегче! С тех пор, как ты забеременела, с тобой стало сложно жить. Это на самом деле - проблема! Ты просто ищешь способ покритиковать меня, находясь в своих паршивых настроениях. Неудивительно, что я пью. Как бы ни было, крошка, ты знаешь, как я много работаю. Я заслужил право погулять, это единственная радость в моей жизни.
Сцена 3.
Актеры напротив плаката «Боль».
Рассказчик: прошло десять лет. Миша и Юля дома одни. Их двое детей проводят выходные у бабушки, потому что родители устроили большой сабантуй. На носу очередной праздник. Миша и Юля собираются развлечься с друзьями.
Денис: Юля, а где Мишка, я давно не видел его.
Юля: Он где-то рядом. Ты же знаешь Мишку, он вечно шляется.
Настя: Юля, мне кажется, ты должна дать Денису приз за лучший костюм.
Денис: Ты бы только посмотрела на детей, когда меня увидели в этом костюме, они сказали, что папа выглядит как девочка.
Настя: Мне у вас нравится, Юля. Вроде бы у вас неплохая семья. А где Мишка?
Юля (разрыдавшись): Настя, давай поговорим наедине. Я ухожу от Мишки, я не могу больше этого терпеть.
Настя: Ты имеешь ввиду его пьянки...
Юля: Да, да, у меня нет сил делать вид, что все нормально и прикрывать его.
Настя: Мы с Денисом давно беспокоимся об этом. Как ты могла держаться так долго? Мишка стал ничтожеством.
Юля: Да, он больше не весельчак. Я так любила это в нем, а сейчас все просто ужасно, ничто не может сделать его счастливым. Даже алкоголь. Я не могу позволить ему разрушать жизнь детей, они видят, что происходит.
Настя: Мишка знает, что ты хочешь уйти?
Юля: Я думаю, нет. Я несколько раз грозилась уйти, но он всегда обещал завязать, но он не может. Теперь мне все равно, это убьет его, он все потерял.
Занятие
21.
Отработка навыков
устойчивости давлению среды.
Цели:
· развитие умения принимать на себя ответственность за собственную жизнь;
· развитие навыков уверенного поведения, устойчивости к давлению среды.
Материалы: бумага, карандаши, ручки, маркеры, мелки, корзина с камешками.
Уверенность - это позитивная установка человека по отношению к самому себе. Уверенное (ассертивное) поведение включает в себя: 1) способность сказать «нет»; 2) способность открыто говорить о чувствах и требованиях; 3) способность предотвращать конфликты.
Уверенное поведение легко различить по формальным признакам: мимики, использования местоимения «Я», контакту глаз, осанке, интонации. Ассертивное поведение характерно для людей, которые защищают свои права, уважая при этом права других людей.
При агрессивном типе поведения люди пытаются навязать свое мнение другим, принимают за них решения, обвиняют во всем других, невзирая на их чувства. Агрессивный тип часто контролирует других, но в тоже время чувствует себя одиноким и виноватым.
Для пассивного типа поведения характерно стремление уступать, избегать конфликта, позволяя другим принимать решения, на словах соглашаясь с ними, независимо от собственных чувств. Стиль пассивного поведения дает возможность уйти от ответственности.
Когда мы решаемся предпринять какое-то действие или реагируем на поведение другого человека, мы каждый раз делаем для себя выбор из трех вариантов поведения:
1. Пассивный, без отстаивания своих прав;
2. Агрессивный, с проявлением прямой или косвенной агрессии, давления;
3. Уверенный, при котором человек отстаивает себя и свои права, уважая других и не нарушая отношения с ними.
Упражнение 1. «Камешки дружбы» (40 мин.).
В этом упражнении используются любые камешки, на которых можно рисовать. В центре группового круга стоит емкость с водой на полотенце или клеенке. Это упражнение посвящено проблеме групп позитивных и негативных и дружбе в этих группах. Далее подростки составляют список характеристик позитивных и негативных групп. В случае, если подростки недостаточно зрелые, требуется помощь ведущего. Характеристики групп:
Позитивная
группа |
Негативная
группа |
1. Позволяет тебе быть самим собой; тебе не нужно меняться, чтобы быть ее членом. 2. Позволяет тебе быть несогласным. 3. Приветствует индивидуальность. 4. Оказывает поддержку, когда у тебя проблемы. 5. Позволяет членам уйти, если они этого хотят. 6. Не требует преданности членов, если их действия выходят за рамки групповых стандартов поведения. |
1. Настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вел себя так, как предписывает группа. 2. Не позволяет иметь другую точку зрения. 3. Настаивает на приверженности мнению большинства. 4. Заботится только о групповом распорядке (не приветствуется откровенность и личные переживания, т.е. твои проблемы ничего не значат). 5. Не позволяет тебе уйти. 6. Может потребовать «доказательства» верности, настаивая на участии членов в нечестных, подлых, криминальных или агрессивных действиях |
Далее каждому участнику предлагается определить позитивную группу, к которой он принадлежал, и негативную, членом которой он был (это может быть семья, спортивная команда, летний лагерь, музыкальный ансамбль и др.). Каждый из участников выбирает из корзины с камешками камень, который им нравится, который будет немного похож на них самих, который привлекает их внимание и стимулирует воображение. Кто-то первый (по выбору ведущего) бросает свой камень в емкость с водой, будет немного брызг, потом второй - опять немного брызг. Затем все вместе бросают все камни в воду.
Задача этого упражнения - показать различия между тем, что происходит, когда камни бросают по одному и тем, когда их бросали все вместе. Преимущества группы в сравнении с возможностями одного человека очевидны.
Упражнение 2. Дискуссии на тему: «Типы давления среды и способы его осуществления» (40 мин.).
Давление среды - это когда ваши сверстники пытаются оказывать влияние на то как вы думаете или действуете. Давление может быть положительным и отрицательным (см. упр. 1).
Существуют разные типы давления и способы его осуществления. Например:
1. Группа принуждает вас сделать что-либо, в чем вы не уверены и что не хотите делать. Подумайте и письменно ответьте на вопросы:
1. Что бы вы чувствовали в этой ситуации?
2. Как бы выражались ваши эмоции?
3. Что бы ощущали физически?
2. Вы член группы, которая осуществляет давление на человека. Подумайте и письменно ответьте на вопросы:
1. Каково быть членом группы, осуществляющей давление на человека?
2. Что бы вы чувствовали по отношению к человеку, на которого осуществляется давление?
3. Чувствовали бы вы ответственность за человека, если бы он пострадал в результате этого давления?
Существуют разные тактики давления на человека. Например: отказ разговаривать с человеком, оскорбление, жестокое обращение и т.д. Подумайте и письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Какие тактики давления известны вам?
2. Приходилось ли вам наблюдать со стороны, как на кого-либо осуществляли давление?
3. Что вы чувствовали при этом? Пытались ли что-нибудь предпринять?
4. Приходилось ли вам быть объектом давления?
5. Как вы
пытались противостоять этому давлению?
По окончании дискуссии проводится мозговой штурм - участники занятия предлагают эффективные способы противостояния давлению сверстников.
Занятие
22.
Распространение
ВИЧ.
Цели:
· осознание опасности раскованного поведения.
Материалы: Конверты и карточки с результатами по числу участников. Из них 40% с надписью «Результат положительный», 40% карточек с надписью «Результат отрицательный» и 20% - «Необходимо повторить тестирование».
По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Агентства «Франс-Пресс» ежедневно ВИЧ заражаются более 16000 человек. В некоторых регионах СПИД - основная причина смертности людей в возрасте от 15 до 49 лет. К концу 1999 года болезнь поразила 33,6 млн. человек в мире, а еще 16,3 млн. человек уже умерли от СПИДа с начала эпидемии. В целом, около 1,1% жителей планеты заражены ВИЧ.
На начало 2000 года в России было зарегистрировано 29190 случаев заражения ВИЧ. За 5,5 месяца 2000 года было зарегистрировано 15816 новых случаев заражения, что составляет 54% от числа выявленных случаев за все предыдущие 13 лет вместе взятых. Общее же число зараженных составило 45006 человек.
Это официальная статистика, реальное же число намного больше, по оценкам специалистов - примерно в 5 раз! Это как айсберг, нижняя, подводная часть которого значительно больше верхней.
Упражнение 1. Ролевая игра «Лесной пожар».
Одна карточка с положительным результатом и одна с отрицательным откладываются для скрытого теста для намеченного участника. Остальные карточки раскладываются по одной в конверты, которые затем перемешивают, и сверху кладут конверт с отрицательным результатом.
Группа садится в круг. Вводится правило конфиденциальности: все о чем будут говорить участники, останется между ними. Каждый может откровенно высказывать свои мысли и выражать свои чувства.
Описывается
следующая ситуация. «Вы на отдыхе в
летнем лагере, где каждый из вас может попробовать наркотики. Например,
уколоться 3-4 раза (3 - обязательно, 1 - по желанию) общим шприцем. Для этого
надо подойти к человеку и подать ему руку для рукопожатия, которое будет
символизировать укол. Есть вероятность, что вы заразитесь ВИЧ-инфекцией, так как
один из присутствующих заражен, но вы не знаете кто. При рукопожатии с
ВИЧ-инфицированным вы получите условный знак - легкое поцарапывание руки. Далее,
пожимая руку другому, вы передаете и этот знак».
Все закрывают глаза и ведущий выбирает ВИЧ-положительного, прикоснувшись к нему, но об этом должны знать только ведущий и тот, кого он выбрал. Рекомендуется наименее эмоциональный участник. Затем участники открывают глаза и ведущий на счет «раз, два, три» просит указать, кто, по их мнению, выбран ВИЧ-положительным. Обычно мнения сильно расходятся, что дополнительно иллюстрирует тот факт, что и в жизни сложно определить, инфицирован ли человек.
Затем проводят саму игру, а после того как все займут свои места, ведущий просит выбранного им в начале игры ВИЧ-инфицированного и тех кто заразился продвинуться со стульями в центр круга и образовать таким образом внутренний круг. Обращается внимание на масштабы заражения даже от одного носителя.
Ведущий спрашивает игроков из внешнего круга (незараженных): был ли ими использован четвертый контакт? Были ли у кого-нибудь контакты с кем либо из внутреннего круга? Что они сейчас думают и чувствуют?
Объясняют, что только случай решает, инфицированы вы или нет. Это может случиться с каждым.
Спрашивают участников из внутреннего круга о чувствах, которые они испытали, когда им передали условный знак? Какие чувства они испытывали, когда сами передавали его другим? Представляют участника «распространителя ВИЧ» и узнают его ощущения, когда ведущий выбрал его на эту роль, как он реагировал и действовал дальше.
Затем предлагают участникам пройти тестирование на антитела к ВИЧ. Подчеркивают, что решение о тестировании каждый принимает добровольно. Просят поднять руки не желающих тестироваться. Выслушивают их доводы и просят перейти во внешний круг.
Оставшимся добровольцам предлагают на выбор конверты с карточками с результатами теста. «Распространителю ВИЧ» дают конверт с отрицательным результатом. Напоминают участникам, что результат необходимо ожидать не менее суток. Выясняют у участников: какие чувства возникают у них во время ожидания результата тестирования? Что они будут делать в это время? Поделятся ли своими переживаниями с кем-нибудь? Будут ли принимать меры предосторожности при использовании шприца? Располагают ли они всей необходимой информацией?
Затем предлагают вскрыть конверты. Спрашивают игроков с отрицательными результатами: насколько сильно впечатление от полученной информации? Что они сейчас чувствуют? В последнюю очередь предоставляют слово «распространителю ВИЧ».
Предоставляют возможность высказаться игрокам, которым необходимо повторить тестирование: будут ли они делать это повторно? Если нет, то какой они представляют себе дальнейшую жизнь?
Просят тех, кто получил положительный результат, ответить на вопросы: какие мысли пришли вам в голову, когда вы узнали о результате? Какие чувства возникли у вас в этот момент? С кем бы вы хотели сейчас встретиться, чья помощь вам потребуется? Расскажите ли вы кому-нибудь о вашем заболевании?
Наугад выбирают человека из внешнего круга и отдают ему конверт с положительным результатом. Объясняют, что играющий был протестирован без его согласия во время госпитализации. Выясняют его чувства и мысли в этот момент. Проводят небольшую дискуссию в группе на тему нарушения прав человека, которые имеют место при таком тестировании.
Собирают конверты. Благодарят всех участников за участие в игре, кратко рассказывают, как она была подготовлена (этапы, их необходимость, выбор «распространителя ВИЧ»). Спрашивают участников, что им понравилось в игре, что на их взгляд, можно было сделать иначе. Просят каждого участника описать, как он себя чувствует после игры. Узнают у игроков мнение о том, что они усвоили в процессе игры, и какие они видят положительные стороны в игре. Подчеркивают, что это была всего лишь игра, но она очень похожа на реальную жизнь, ведь в России основной путь распространения ВИЧ-инфекции - через наркозависимых и через них. Сделайте упор на то, что после игры, возвращаясь в реальную жизнь, необходимо иметь представление о ВИЧ/СПИДе и вооружиться правильной стратегией поведения в отношении этой проблемы. Необходимо разорвать карточки с результатами тестирования и еще раз сказать, что это была всего лишь игра.
Информация о наркотиках и
психоактивных веществах.
Занятие
23.
Зависимость от психоактивных веществ.
Понятие болезни.
Цели:
· выяснить степень информированности о наркотиках и психоактивных веществах участников программы;
· сделать информацию о наркотиках более полной и систематизированной.
Материалы: не требуется.
Упражнение 1. Проведение дискуссии о наркотиках и психоактивных веществах.
Участники делятся информацией о наркотиках и их влиянии на жизнь и здоровье людей. Проводится «мозговой штурм». Ребята отвечают на следующие вопросы:
· Что такое наркотики?
· Как влияют наркотики на организм человека, на его здоровье, развитие и благополучие?
· Каковы причины употребления наркотиков?
· Что можете сделать вы, чтобы наркотики, алкоголь и табак меньше употреблялись в вашей школе?
· Как помочь человеку, начавшему употреблять наркотики?
Дополнительная информация о
наркотиках.
Наркотики - это вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущения, настроение, мысли и поведение) и вызывают психическую и физическую зависимость.
Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и запрещенные.
Легальные наркотики. К легальным наркотикам относятся ряд лекарств, например транквилизаторы (реланиум, элениум); барбитураты (люминал) и ряд других препаратов, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни, не оказывая ущерба здоровью при строгом соблюдении правил их применения.
Табак – также относится к легальным наркотикам, вызывая психическую и физиологическую зависимость. Табак более значительно влияет на здоровье человека, способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, заболеваний желудка.
Алкоголь – наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков. Алкоголь не только формирует психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет сознание человека, вплоть до безумного и безрассудного поведения. Злоупотребление алкоголем приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию. Пиво также является алкоголем и вызывает такую же болезненную зависимость, как и другие его виды.
Летучие вещества (ингалянты) - относятся к обширной группе органических летучих жидкостей, которые свободно продаются и используются в быту для хозяйственных нужд (клеи, аэрозоли, растворители). Однако они также могут быть использованы подростками для получения эйфории, при намеренном их вдыхании.
Запрещенные наркотики. Особенностью запрещенных наркотиков является очень быстрое развитие психической и физиологической зависимости от химического вещества. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик нужен, как глоток воздуха, без которого человек не может жить.
К запрещенным наркотикам относятся: марихуана (конопля); производные опия – переработанное молочко мака, маковая соломка (растительные опиаты), героин, морфий (синтетические опиаты); кокаин; ЛСД (производное лизергиновой кислоты); амфетамины; эфедрин.
Наркомания (алкоголизм) – хроническое, прогрессирующее и смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику (алкоголю) настолько сильно, что без лечения невозможно прекратить его употребление. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов). Гормоны настроения обеспечивают нормальное психическое состояние человека. В случае зависимости от алкоголя или наркотиков гормоны настроения перестают вырабатываться организмом и поэтому, когда нет доступа к наркотикам, у человека развивается тяжелая депрессия.
Эйфория (кайф) – повышенное, радостное настроение, возникающее от действия наркотиков.
Зависимость – организм настолько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом для поддержания желанных ощущений или просто нормальной жизнедеятельности требуется все большее количество наркотического вещества.
Психологическая зависимость – тот самый случай, когда для поддержания нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению наркотиков. Даже при отсутствии физиологической зависимости наркоману кажется, что без наркотиков (алкоголя) сегодня ему не обойтись. Существует расхожее мнение, что психологическую зависимость вызывают лишь сильные наркотики (например, героин). Однако, на самом деле, в зависимость можно попасть и от «травки» (конопли) и от пива.
Физиологическая зависимость – при систематическом употреблении наркотиков организм нуждается в постоянной дозе для привычной жизнедеятельности, иначе наступает абстиненция («ломка»). Абстиненция («ломка») – физические и психические реакции организма человека, возникающие в ответ на отнятие наркотиков: лихорадочный озноб, усиленное потоотделение, судороги, рвота, понос, страхи, тревожность, психическое возбуждение.
«Стартовые» наркотики (гашиш, конопля) – наркотики, которые считаются "легкими", однако именно они "размывают" внутренние границы и способствуют к переходу на употребление более сильных и опасных наркотиков (например, героина).
Наркотики. Мифы и
факты.
Миф.
Алкоголь и наркотики это "круто", их употребляют сильные и талантливые люди.
Факт.
Талант и сила несовместимы с употреблением алкоголя и наркотиков. Наркотик и алкоголь разрушает тело и мозг, и, соответственно, талант, физические и духовные силы.
Миф.
Употреблять алкоголь и наркотики можно "всерьез" и не "всерьез", в любой момент я смогу отказаться, я сильнее и умнее, чем другие.
Факт.
Твой организм такой же, как у других людей и зависимость от наркотиков, как и у многих других, вполне вероятно возникнет с первого раза.
Миф.
Наркотики бывают "легкие" и "тяжелые". Трава не наркотик, пиво не алкоголь.
Факт.
Нет "легких" и "тяжелых" наркотиков. Все эти вещества влияют на мозг и психику, и приводят к появлению зависимости.
Между пистолетом и пушкой громадная разница, но убить можно и из того из другого. Алкоголь и наркотики бьют без промаха.
Миф.
Наркотики помогают решать жизненные проблемы.
Факт.
Наркотик не решает проблему, а лишь удаляет ее из поля зрения, по принципу: "Чего видеть не хочу, того нет".
Миф.
Наркотик делает человека свободным.
Факт.
Наркомания - это зависимость от наркотика, а, следовательно, рабство. Алкоголики и наркоманы действительно свободны - от всех радостей жизни.
Миф.
Наркотики это фантастика, они избавляют от скуки жизни.
Факт.
Наркотики приносят столько проблем, что от скуки не остается и следа. Порой наркотики избавляют от скуки жизни вместе с жизнью.
Подведение итогов и
определение целей на будущее.
Занятие
24.
Закрепление навыков в
постановке целей.
Цели:
·
подвести итоги работы и наметить цели на
будущее;
Материалы: карандаши, бумага, мелки, магнитофон.
Ведущий
делает обзор информации, полученной на протяжении всех занятий. Просит
участников высказать мнения о работе группы, отметить положительные и
отрицательные моменты тренинга.
Упражнение 1. «Постановка целей на будущее» (40 мин.).
Ведущий просит участников подумать о целях, которых они могли бы достичь в будущем. Какие из этих целей ближайшие, какие долгосрочные. Ребята записывают цели. Ведущий знакомит участников с моделью «Шаги в постановке целей».
Модель «Шаги в постановке целей».
1. Определить цель.
2. Оценить шаги для достижения цели.
3. Рассмотреть возможные препятствия на пути к цели.
4. Рассмотреть альтернативные варианты преодоления препятствий.
5. Определить четкие сроки достижения целей.
Участники разбиваются на пары и обсуждают с партнером свои планы. Затем проводится обсуждение результатов в группе. Ведущий проводит дискуссию на тему «Чем могут помочь друг другу подростки, прошедшие занятия по этой программе, благодаря полученным знаниям а навыкам».
Упражнение 2. «Подарок» (20 мин.).
Ведущий говорит о том, что программа завершена, и каждый из участников может преподнести другому подарок. Каждый пишет имя на своем листочке и передает его соседу слева. Каждый листочек обойдет весь круг и каждый участник на нем что-то нарисует, дорисует, или напишет. Обойдя круг, лист возвращается к хозяину. Каждый говорит что-то в общий круг на прощание.