Признаки, свидетельствующие
об употреблении наркотиков
В работе по профилактике важно, как можно раньше увидеть первые признаки
проблемы наркотиков у того или иного человека. От этого во многом зависит успех
ее преодоления. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности
вызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего рода
предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные
возрастные изменения подростка. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении
человека без видимых причин замечаются:
·
точечные следы уколов по ходу вен на
внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах,порезы на предплечьях,
синяки;
·
состояние вялости, заторможенности,
быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая
поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми
возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей,
неусидчивостью (независимо от ситуации);
·
погруженность в себя, разговоры с самим
собой;
·
неустойчивость эмоционального состояния,
внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения,
сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники,
агрессивности, враждебности без понятной причины;
·
заметное уменьшение или возрастание
аппетита и жажды;
·
необоснованное снижение посещаемости
школы, безразличное отношение к отметкам;
·
сужение круга интересов, потеря интереса
к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с
прежними друзьями;
·
частое общение с новыми друзьями, во
внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе;
·
игнорирование нормального режима жизни,
появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
·
неспособность мыслить логически,
объяснять свои
поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
·
неадекватные реакции на замечания или
вопросы, грубость;
·
быстрая, подчеркнуто выразительная или
замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
·
очевидные лживость, изворотливость,
цинизм и беспокойство;
·
ослабление связей с родителями и другими
членами семьи, непослушание родителям и учителям;
·
постоянный поиск денег, частое их
одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты
непонятно на что;
·
возросшие тревожность, скрытность и
лукавство в поведении, стремление к уединению и уходу из дома;
·
ничем не объяснимое позднее возвращение
домой в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха
спиртного и последующее за этим трудное пробуждение по утрам;
·
малопонятные разговоры по телефону с
использованием жаргона ("травка", "ширево",
"колеса", "план", "приход", "мулька",
"джеф", "ханка", "кумар" и т.п.) и обрывков фраз
("мне надо", "как там дела?", "достал?" и т.п.);
·
чтение книг (Карлоса Кастанеды, Уильяма
Берроуза) и журналов, популярных среди наркоманов ("Птюч" и т.п.),
регулярное посещение техноклубов;
·
отказ от употребления спиртного (если
прежде охотно употреблял);
·
изменение внешнего облика —
неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет
или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице,
круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до
точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот,
оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость
и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение;
·
появление символики наркоманов
(например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося
личика — символа ЛСД);
·
частое упоминание и позитивные
высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
·
стремление уйти от ответственных решений
и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
·
неуверенная, шатающаяся, неустойчивая
походка, плавные, замедленные или неточные порывистые, размашистые движения,
повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении
стоя или сидя (особенно явное при закрытых глазах);
·
умственные и (или) физические отклонения
от нормы — замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита,
тремор (мелкая дрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель,
галлюцинации, потеря ориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.;
·
пропажа денег, вещей из дома или в классе
(кражи, совершаемые ребенком также являются сигналом наркотической опасности);
·
внезапное появление интереса к
содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных
лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений
здравоохранения;
·
запах лекарств и других химических
веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах
благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);
·
обнаружение у подростка предметов или
следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток
(особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или
коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов,
резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов,
мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам,
самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на
пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут
вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого
порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных
ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея
и другой тары из-под различных средств бытовой химии.
Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно
свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие
нескольких из этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаях необходимо
попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.
Ссылки по теме:
·
http://https://content.schools.by/davidovka/library/КАК_УБЕРЕЧЬ_ДЕТЕЙ_ОТ_НАРКОТИКОВ.docx
·
https://content.schools.by/davidovka/library/Консультация_для_род-ей_по_СПИДу..doc
·
https://content.schools.by/davidovka/library/Эпидситуация_на_01.10.15.doc