Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 93 "Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь" ——————————————————————————————————————————————————————————— ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 июля 2011 г. № 93 Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь На основании пункта 3 статьи 93 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. 2. Признать утратившими силу: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 июня 2005 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся вспомогательных школ (школ-интернатов)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 173, 8/13284); пункт 2 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 января 2010 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2005 г. № 42 и от 8 июня 2005 г. № 47» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 107, 8/22269). 3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования. МинистрС.А.Маскевич СОГЛАСОВАНО Председатель Брестского областного исполнительного комитета К.А.Сумар 01.07.2011СОГЛАСОВАНО Председатель Витебского областного исполнительного комитета А.Н.Косинец 04.07.2011 СОГЛАСОВАНО Председатель Гомельского областного исполнительного комитета В.А.Дворник 02.07.2011СОГЛАСОВАНО Первый заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета И.А.Жук 01.07.2011 СОГЛАСОВАНО Председатель Минского областного исполнительного комитета Б.В.Батура 18.07.2011СОГЛАСОВАНО Председатель Могилевского областного исполнительного комитета П.М.Рудник 18.07.2011 СОГЛАСОВАНО Председатель Минского городского исполнительного комитета Н.А.Ладутько 05.07.2011 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 19.07.2011 № 93 ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящие Правила определяют порядок проведения аттестации, перевода в следующий класс, организации и проведения выпускного экзамена учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. 2. Настоящие Правила применяются при аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью во вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), учреждениях общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования (далее – учреждение образования), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. ГЛАВА 2 ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 3. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов специального образования и учебно-программной документации образовательных программ специального образования проводятся текущая, промежуточная и итоговая аттестации учащихся. 4. Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности по каждому учебному предмету, определяемыми образовательными стандартами специального образования. 5. Текущая и промежуточная аттестации учащихся I–III классов, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляются на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся без выставления отметок. Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проходят только текущую аттестацию. Текущая аттестация этих учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности без выставления отметок. 6. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (за исключением аттестации учащихся, указанных в пункте 5 настоящих Правил) осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой «0» (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов: «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9», «10», «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». 7. В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе ему выставляется отметка «0» баллов. 8. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков учебных занятий по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом учащемуся за четверть вносится запись «не аттестован», аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти. 9. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине систематических пропусков учебных занятий без уважительных причин учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом учащемуся за четверть вносится запись «не аттестован». 10. При проведении промежуточной и итоговой аттестаций по завершении учебного года по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащемуся, который занимается в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка «зачтено». 11. Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от учебных занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)». 12. Текущую, промежуточную и итоговую аттестации по завершении учебного года осуществляют педагогические работники, которые преподают соответствующие учебные предметы. 13. Итоговую аттестацию учащихся, которая проводится в форме выпускного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение», осуществляет экзаменационная комиссия. ГЛАВА 3 ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА 14. Учащиеся, имеющие положительные годовые отметки, а также учащиеся, имеющие результаты учебной деятельности, которые оценивались на содержательно-оценочной основе, в том числе учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от учебных занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», учащиеся, которым выставлена по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» отметка «зачтено», переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагогического совета учреждения образования. 15. Учащиеся IV–IX классов при отсутствии результатов учебной деятельности за учебный год по двум учебным предметам в результате пропуска учебных занятий из-за болезни, переезда на новое место жительства и другим уважительным причинам переводятся в следующие классы. На протяжении первого полугодия учебного года с целью ликвидации пробелов в знаниях с данными учащимися проводятся дополнительные занятия по этим учебным предметам за счет часов, выделяемых в учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью на факультативные занятия. Педагогическим советом учреждения образования анализируются причины отсутствия результатов учебной деятельности, определяются пути организации учебной деятельности, соответствующей возможностям учащихся. 16. Учащиеся XI классов углубленной социальной и профессиональной подготовки при отсутствии результатов учебной деятельности по одному учебному предмету переводятся в следующий класс. На протяжении первой четверти с учащимися проводятся дополнительные занятия по данному учебному предмету за счет часов, выделяемых в учебном плане первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью на факультативные занятия. ГЛАВА 4 ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА 17. Итоговая аттестация учащихся, освоивших образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, проводится в форме выпускного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение». 18. Подготовка учащихся к выпускному экзамену по учебному предмету «Трудовое обучение» в выпускном классе начинается со второго полугодия учебного года. Педагогический работник, преподающий учебный предмет «Трудовое обучение», знакомит учащихся с вопросами и практическими заданиями к выпускному экзамену. Перечень вопросов и практических заданий к выпускному экзамену помещается на отдельном стенде в учреждении образования. 19. На каждом учебном занятии в выпускном классе педагогический работник, преподающий учебный предмет «Трудовое обучение», отводит время для повторения ранее пройденного материала, в том числе предусматривает задания для самостоятельной работы учащихся после учебных занятий (повторение теоретического материала, составление конспекта по плану, описание назначения отдельных инструментов, составление плана выполнения практического задания и др.). Задания для самостоятельной работы разрабатываются с учетом возможностей физического и (или) психического развития учащихся. Отметки за выполнение данных заданий не выставляются. 20. В течение учебного года учащимися выполняются практические работы. Готовые изделия, изготовленные в ходе практической работы, хранятся у педагогического работника, преподающего учебный предмет «Трудовое обучение», и предъявляются во время выпускного экзамена членам экзаменационной комиссии. ГЛАВА 5 ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ 21. От выпускного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение» на основании приказа отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов освобождаются: учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь; учащиеся, получавшие специальное образование на дому. 22. Для освобождения от выпускных экзаменов учащиеся, указанные в пункте 21 настоящих Правил, или их законные представители подают не позднее чем за 15 дней до начала выпускного экзамена руководителю учреждения образования заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии. Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускного экзамена, заключения врачебно-консультационной комиссии. Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение 2 дней со дня представления учреждением образования необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускного экзамена и доводит до сведения учреждений образования в течение 2 дней. 23. Учащимся, указанным в пункте 21 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки выставляется годовая отметка. ГЛАВА 6 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА 24. Выпускной экзамен по учебному предмету «Трудовое обучение» состоит из теоретической и практической частей. 25. Выпускной экзамен принимается экзаменационной комиссией в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, или его заместителя по основной деятельности, или педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего в данном классе учебный предмет «Трудовое обучение». В работе экзаменационной комиссии могут принимать участие представители организаций, в том числе учреждений профессионально-технического образования. Экзаменационная комиссия создается на каждую группу класса отдельно. 26. Председателем комиссии не может быть педагогический работник, преподававший в данном классе учебный предмет «Трудовое обучение». 27. Состав экзаменационных комиссий утверждается руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускного экзамена. 28. С датой проведения экзамена, составом экзаменационной комиссии педагогические работники, учащиеся, их законные представители должны быть ознакомлены не позднее чем за две недели до начала выпускного экзамена. 29. Учреждения образования самостоятельно готовят экзаменационные материалы – билеты, содержащие теоретические вопросы и практические задания. Билеты разрабатываются на основании требований образовательного стандарта специального образования. Экзаменационные материалы утверждаются руководителем учреждения образования не менее чем за три месяца до проведения выпускного экзамена и хранятся у руководителя учреждения образования. 30. Педагогический работник, преподававший в данном классе учебный предмет «Трудовое обучение», заранее готовит материалы, инструменты, детали, заготовки, необходимые для выполнения практической части выпускного экзамена. 31. На практическую часть выпускного экзамена отводится от 1,5 до 2,5 часа. Во время выполнения практического задания может быть предусмотрен перерыв. 32. При выполнении практического задания учащиеся могут пользоваться учебно-наглядными пособиями, технологической документацией. 33. Члены экзаменационной комиссии анализируют и оценивают процесс выполнения учащимися практического задания, качество готового изделия. Оцениваются и другие изделия, выполненные учащимися в течение учебного года. 34. По окончании практической части выпускного экзамена проводится теоретическая часть. Между практической и теоретической частями выпускного экзамена устанавливается перерыв продолжительностью 20 минут. На подготовку к устному ответу отводится не более 30 минут. В ходе подготовки учащимся разрешается пользоваться технологической документацией. 35. Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, результатам выполнения практического задания, без необходимости не прерывая его. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом. 36. Если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия предлагает ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решается экзаменационной комиссией. 37. Результаты оценивания устных ответов и практических заданий учащихся вносятся в протокол выпускного экзамена и объявляются после окончания выпускного экзамена. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии. 38. При выставлении экзаменационной отметки по учебному предмету «Трудовое обучение» решающее значение имеет отметка за выполнение практического задания. 39. Экзаменационная комиссия кроме экзаменационной отметки выставляет итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок. По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть выставлена: на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной; на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой. В случае разницы между годовой и экзаменационной отметками в два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок. 40. Результаты проведения выпускного экзамена оформляются протоколом, который хранится в учреждении образования 5 лет. Изделия, выполненные учащимися в ходе практической части выпускного экзамена, хранятся в учреждении образования 1 год. 41. В свидетельство о специальном образовании вносится итоговая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение». Учащимся, освобожденным от сдачи выпускного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение», в свидетельство о специальном образовании выставляется годовая отметка. 42. Если учащиеся, проживающие или обучающиеся в зоне радиоактивного загрязнения, выезжают в организованном порядке на оздоровление или санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов, учреждение образования может по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования принять решение об освобождении учащихся данных классов от сдачи выпускного экзамена. ГЛАВА 7 ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 43. Выпускники учреждений образования при завершении обучения и воспитания по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью отчисляются из учреждения образования с выдачей свидетельства о специальном образовании. 44. Решение о завершении обучения и воспитания по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью принимается руководителем учреждения образования. ГЛАВА 8 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 45. При проведении промежуточной и итоговой аттестаций осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Оценка поведения учащихся осуществляется в соответствии с критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам. 46. Оценка поведения учащихся учреждений образования представляет собой результат воспитания, способ регулирования и стимулирования форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждении образования. 47. Поведение учащихся I–XII классов оценивается педагогическим работником, выполняющим функции классного руководителя. При выставлении поведения учитывается мнение педагогических работников, преподающих в соответствующем классе. 48. Оценка поведения «примерное» выставляется учащимся, которые в полной мере выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам. Оценка поведения «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые не в полной мере выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам. Оценка поведения «неудовлетворительное» выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам. Оценка поведения «неудовлетворительное» может быть выставлена за совершение учащимся антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений. Приложение к Правилам проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью Критерии и показатели оценки поведения учащихся КритерииПоказатели I–V классы Гражданственность Знание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь Товарищество Дружелюбные отношения с одноклассниками; умение проявлять взаимопомощь Уважение к старшим Вежливость; послушание; оказание посильной помощи Доброта Готовность помочь близким, друзьям, старшим; бережное отношение к животным Честность Искренность; правдивость; выполнение обещаний Трудолюбие Добросовестное отношение к своим обязанностям Бережливость Опрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу ДисциплинированностьВыполнение устава, правил внутреннего распорядка учреждения образования; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; соблюдение правил личной гигиены и забота о своем здоровье; исполнительность VI–XII классы ГражданственностьЗнание государственной символики Республики Беларусь; уважительное отношение к государственной символике Республики Беларусь; активное участие в общественно значимых делах класса, учреждения образования, деятельности детских общественных объединений Товарищество и коллективизмДружелюбные взаимоотношения с одноклассниками; уважение и взаимопомощь Уважение к старшим Вежливость; послушание; оказание посильной помощи ГуманностьГотовность помочь одноклассникам, младшим товарищам; бережное отношение к животным Честность Искренность; правдивость; выполнение обещаний Добросовестное отношение к трудуДобросовестное отношение к своим обязанностям; участие в общественно полезном труде, стремление выполнять качественно порученное; участие в социально значимой деятельности Эстетическое развитиеОпрятный внешний вид; аккуратность; бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде; приобщение к общечеловеческим ценностям и духовно-нравственным традициям белорусского народа Дисциплинированность Выполнение устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования, правил поведения в общественных местах; отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине; забота о своем здоровье и здоровье окружающих; исполнительность; добросовестное отношение к учебе